Опрос

Выгодно ли использовать солнечные батареи в быту (например, установить их на крыше коттеджа)?:

Зарядка автомобильных аккумуляторов от солнечных батарей: реальность или утопия?

Солнечные батареи в домашних энергосистемах уже давно никого не удивляют. А вот автомобиль, оснащенный фотомодулями – это все еще технологическая диковинка. Крупные автоконцерны на волне всеобщего интереса к альтернативной энергии выпускают различные экспериментальные образцы, полностью работающие на энергии солнца. Простых же автолюбителей больше интересует более практический вопрос, а именно: «Можно ли использовать солнечные лучи для зарядки автомобильного аккумулятора?»

Ответ вполне очевиден: можно. Ведь не случайно в большинстве домашних гелиосистем установлены как раз обычные автомобильные аккумуляторы. А производители сегодня предлагают такой выбор солнечных батарей, что подобрать нужный вариант по мощности и напряжению не так уж сложно.

машина с солнечной батарей

Реанимация и поддержание заряда

С проблемой внезапно «севшего» аккумулятора сталкивался каждый автолюбитель. Кто- то слишком долго слушал музыку, кто-то забыл выключить фары, а у кого-то машина чересчур долго простояла на морозе. И, как правило, происходит такая неприятность в самый неподходящий момент. Конечно, хорошо, когда в багажнике лежит запасная АКБ или поблизости оказался другой автовладелец, «прикуривший» разряженный аккумулятор. А если нет? Вот в такой ситуации и поистине незаменимым окажется устройство, способное влить в АКБ хоть немного энергии.

Поскольку полная зарядка аккумулятора от солнца – процесс довольно длительный, то солнечная батарея больше подойдет именно для восстановления работоспособности или поддержания заряда во время пути. Это особенно актуально для тех, кто часто ездит на большие расстояния и активно пользуется при этом автомобильным мультимедиа и тому подобными энергорасходными системами.

Где разместить гелиопанель?

солнечная панель в машинеОбычно такие панели устанавливают на крыше машины, поскольку для получения высоких показателей и обеспечения более-менее быстрой зарядки потребуется фотомодуль площадью хотя бы 1 м2. В жарких странах на крышах машин монтируют даже несколько солнечных батарей (делается это при помощи специальных стоек и кронштейнов). Таким образом, можно создать небольшую мобильную электростанцию, что очень удобно для жителей отдаленных районов. Причем как показали эксперименты, если позволяют климатические условия, можно вообще убрать электрогенератор. В этом случае не только повысится рабочий ресурс аккумуляторов, но и снизиться расход топлива. Но это возможно только при наличии достаточно производительных панелей и высокой инсоляции.

Вообще же все зависит от целей. Так, для радиоприемника и прочих неэнергозатратных устройств подойдет небольшая батарея, которую вполне можно разместить прямо на приборной панели. Но если необходимо все-таки заряжать аккумулятор, то стоит выбрать гораздо более мощную модель.

Более того, солнечную батарею не обязательно стационарно размещать на крыше. Вполне можно приобрести складной вариант, которые не займет много места в багажнике. Или же купить несколько маленьких компактных модулей, которые можно соединять между собой, повышая при необходимости их выходную мощность.

Гелиокомплект для автомобиля

Процесс зарядки автоаккумулятора сам по себе не быстрый, это знает каждый автолюбитель. Очень важно не превышать определенный уровень силы тока (порядка 10% от емкости), поскольку иначе АКБ вполне может полностью выйти из строя. При использовании солнечных батарей превышение по току не грозит, так как их выходные параметры обычно не больше 1 А. Это означает, что полностью заряжаться АКБ будет бережно, но довольно долго. Именно поэтому такой способ применяется, как правило, либо для реанимации аккумулятора, либо для поддержания его заряда. Таким образом, для поддержания заряда вполне может хватить гелиопанели на 5-6 Вт, а вот для полной зарядки, сравнимой по скорости с обычной, понадобится целая система мощностью 30-60 Вт.

В принципе, для автомобильного аккумулятора наиболее рациональным вариантом будет модуль порядка 1 м в длину мощностью около 15 Вт при напряжении в 12 В. Но к нему обязательно потребуется и соответствующий контроллер заряда. Он необходим для предохранения аккумулятора от перезаряда или обратного разряда. Если позволяет площадь крыши (например, для микроавтобуса) можно разместить не один, а несколько солнечных батарей. В итоге получится установка, которая будет обеспечивать практически непрерывный поток энергии.

Подключение

Все современные гелиопанели для аккумуляторов подключаются двумя методами:

  • При включенном зажигании через прикуриватель;
  • При выключенном зажигании через клеммы-«крокодилы» непосредственно к АКБ.

При этом нужно обязательно соблюдать инструкцию производителя батареи, потому что неправильно пущенный ток вполне может повредить автомобильное хозяйство.

Предложения от производителей

Несмотря на пробуждающийся интерес к зарядке аккумулятора от солнечной батареи, практический спрос на подобные модули пока не так велик. Поэтому фирмы не торопятся выпускать на рынок большие линейки гелиопанелей, предназначенных именно для автомобилей. Тем не менее, оставить этот сегмент без внимания они не могли.

Sunsei

Довольно большим спросом пользуется солнечная батарея Sunsei SE-500. Это компактное устройство (37,5х36х2,6 см), выпускаемое в водонепроницаемом корпусе. Обеспечивает мощность 7,5 Вт при силе тока 0,5 А. Обычно данная панель крепится к машине при помощи штатива (в комплект не входит). Эта панель позволяет постоянно поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии или же без ограничений использовать мультимедиа системы (или подключать дополнительные приборы) при длительных стоянках с выключенным двигателем.

Sunsei SE-500

Зарядка аккумулятора идет как при движении, так и при выключенном двигателе. Кроме того, солнечная батарея снабжена адаптером для прикуривателя и клеммами «крокодил». Данная модель подходит не только для автомобилей, она также может использоваться на тракторах, катерах и т.д. Относительно малая мощность компенсируется возможностью соединять несколько панелей между собой, создавая системы нужной конфигурации и параметров. А поскольку такие гелиомодули очень компактны, размещать их можно практически как угодно.

SunForce

Компания SunForce также предлагает свой вариант гелиопанели для автомобиля. Это более габаритная и производительная солнечная батарея для зарядки аккумулятора. Ее размеры 96,5х34,3х3,8 см, заявленная мощность – 15 Вт, ток на выходе – 1 А. Кроме того, в комплект входит контроллер 7 А/12 В, клеммы «крокодил» и адаптер для прикуривателя. Эта батарея размещается на крыше и подходит не только для автомобилей или вездеходов, но и для катеров или сельхозтехники. Причем производитель обещает работу панели даже при плохой погоде. По своим показателям этот вариант отлично подходит для зарядки 12-вольтного аккумулятора. Рабочий диапазон -37°-+80°С.

TCM-15F

Это солнечная батарея на гибкой основе. По сути, она не разрабатывалась именно как источник энергии для аккумулятора, но по рабочим параметрам вполне подходит для этой цели. Ее габариты 60х26,5х0,15 см, мощность – 15 Вт, ток на выходе – 1 А. Сама панель очень компактна, а поскольку она выполнена на гибкой основе, то ее удобно крепить на криволинейной автомобильной крыше. Спроектирована на основе солнечных элементов SunPower с КПД до 20%. Эта батарея герметична, а ее контакты можно вывести как сверху, так и снизу. Должна использоваться только с контроллером заряда.

Таким образом, сегодня солнечная батарея для автоаккумулятора – это вполне рациональное поддерживающее устройство (особенно в крайних случаях), но не полноценная замена привычной зарядке.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Проверка, что вы человек, а не спам-бот.
Image CAPTCHA
Напишите буквы и числа, которые вы видите на картинке.

калькулятор

Система Orphus